В Уфе участились случаи телефонного мошенничества. Ежедневно горожане теряют миллионы рублей, добровольно сообщая злоумышленникам пароли, коды из смс, данные банковских карт. Преступники звонят от имени работников банка, правоохранительных органов, ФСБ.
Понять, откуда звонят нельзя: звонки проходят через интернет, где их могут подменить даже на номера доверия российских правоохранительных структур.
Мошенники зачастую путем угроз пытаются убедить жертву не перезванивать в государственные органы и финансовые организации для проверки информации якобы из-за того, что может произойти «разглашение конфиденциальных сведений, за что действующим законодательством предусмотрена ответственность».
Что важно:
– Не совершать финансовых операций по инструкциям, полученным в ходе телефонных разговоров.
– Не сообщать никому реквизиты банковских карт, PIN-код, CVC/CVV-коды и одноразовые пароли для подтверждения операций.
– Если вам звонят и представляются сотрудником правоохранительного органа, проверяйте озвученную информацию по телефонам «горячих линий» соответствующего госоргана.
Полностью избавиться от нежелательных звонков трудно, но есть способы, которые позволяют существенно сократить их количество. Расскажем, как уберечь себя от звонков мошенников и спамеров.
Не отвечать на звонки
Значительная часть звонков мошенников — это проверки номера на активность. Злоумышленники «прозванивают» жертв, например, с помощью ботов, и проверяют, ответит ли кто-то на вызов. Если абонент снимает трубку и начинает разговор, то мошенники помечают номер как «активный». После этого на него и начинается наплыв нежелательных звонков.
Чтобы уберечь себя от этого, рекомендуется изначально не отвечать на звонки с незнакомых номеров. Так мошенники с большей вероятностью решат, что номером никто не пользуется, а значит и звонить на него бессмысленно. А чтобы не пропустить важный звонок, например, по работе, можно включить автоответчик — на многих смартфонах эта опция встроенная, поэтому доплачивать за нее оператору не придется.
Молчать и вешать трубку
Если проигнорировать звонок не вышло, стоит хотя бы не начинать разговор первым, а подождать пока это сделает собеседник — так еще можно сохранить шансы на определение номера как «неактивного». Если звонок действительно важный, это можно будет понять по словам звонившего. Мошенники же работают по скрипту и сразу начнут разыгрывать схему, после чего остается только завершить разговор.
Прикинуться «неподходящей» жертвой
Жертва мошенников должна соответствовать минимальным требованиям, необходимым для ее «успешного» обмана. Она должна вести диалог с аферистами, иметь денежные средства и возможность их перевести на чужой счет. Если жертва какому-то из этих требований не отвечает, то и пытаться обмануть ее бессмысленно.
Как и чем аргументировать это — полностью зависит от фантазии абонента. Например, он может упомянуть, что не в состоянии отправить деньги по состоянию здоровья или из-за места нахождения (больницы, глухой деревни и т.д). Можно притвориться иностранцем, из-за чего диалог с мошенниками не удастся вести, а значит они потеряют интерес. Некоторые абоненты и вовсе сообщали аферистам, что не пользуются банковскими картами.
И всё же, самый действенный способ не попасться на уловку злоумышленников – положить трубку, не продолжать общение.