Соборная мечеть – одна из главных мечетей Уфы и Башкортостана

Соборная мечеть – одна из главных мечетей Уфы и Башкортостана, долгое время занимала главенствующее положение среди мечетей России.

Построена в 1830 году близ Случевской горы на ул. Фроловской (ныне ул.Тукаева). В 1894–1911 годах по проекту инженера-архитектора И.Мялова была проведена реконструкция мечети. В период 1960-1992 годов это был единственный действующий молитвенный дом у мусульман в Уфе.

По архитектурному решению таких мечетей в России всего три. Размер мечети 33,3 м х 22,9 м х 9,7 м, стиль – классицизм. Имеется два этажа, четырехскатная крыша и пологий купол с фигурным верхом; стены выложены из кирпича. Минарет кирпичный, двухярусный, высотой 27,9 м, его поверхность по горизонтали и вертикали разделена на несколько частей полуколонками, арочками и выступами. Фасад второго этажа с высокими полуциркульными окнами украшен рельефным кирпичным орнаментом, разделяющим поверхность стен по вертикали на две части.

В наши дни Первая Соборная мечеть г. Уфы состоит в комплексе резиденции председателя Центрального духовного управления мусульман России, Шейхуль-ислама, Верховного муфтия Талгата Таджуддина.

200 лет уфимской брусчатке

Устройством длинного спуска в Нижегородку в 1824 году занимались все жители города: крестьяне, казаки, ремесленники. Участок булыжной мостовой сохранился почти в первозданном виде до наших дней. Спасло уникальный объект внимание общественности, «Архзащиты Уфы». С 2019 года брусчатка обладает охранным статусом объекта культурного наследия. Запрещается менять ее облик и параметры, засорять бытовыми отходами.

Уфа встречала императора Александра I в сентябре 2024 г. Он объезжал Урал, знакомясь с развитием горного дела и в Уфу прибыл из Стерлитамака, через «оренбургский перевоз».

В Уфе император заложил камень на месте будущего храма в честь Александра Невского, построенного в 1836 году и разрушенного при советской власти в 1931 г. Сейчас на этом месте находится Дом профсоюзов.

Готовился к визиту царя весь город. Гражданский губернатор Кирьяков потребовал от Уфимской городской думы приведения города в надлежащий вид. Мостовых и тротуаров тогда ещё не было. На грунтовых дорогах могла легко застрять карета царя. Ключевые участки было решено выложить булыжником. В сжатые сроки подготовки к визиту царя это можно было сделать только «всем миром».

В итоге вымощенный булыжником тракт (ныне улица Трактовая) соединил улицу Почтовую (ныне Пушкина) с Нижегородской слободой и Вавиловской переправой. Этим путем император после всех мероприятий покинул Уфу, через Вавилов перевоз отправился в Бирск и далее в Златоуст.

Сейчас это единственная улица в Уфе с булыжной мостовой. Её протяженность порядка 350 метров. В непосредственной близости к участку расположена платформа станции городской электрички Правая Белая, открытая в 1929 году.

Уфа заняла 7-е место среди крупнейших городов страны по индексу качества городской среды

Минстрой РФ опубликовал индекс качества городской среды в регионах страны за 2023 год.

Уфа вновь расположилась на 7-м месте рейтинга среди крупнейших городов, находящихся в условно комфортном климате, набрав 220 баллов из 360 возможных.

Согласно утвержденной методике, каждый показатель рейтинга оценивается по десятибалльной шкале, значения суммируются и формируют итоговый индекс качества. При этом городская среда считается благоприятной, если индекс качества составляет более 180 баллов.

Рост рейтинга по Уфе произошел по группе показателей  "Жилье и прилегающие пространства" (с 32 до 36 баллов), "Озелененные пространства" (с 45 до 49 баллов), "Общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства" (с 33 до 36 баллов), "Социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства" (с 28 до 31 балла).

Лидеры рейтинга - Москва и Санкт-Петербург набрали 304 и 270 баллов соответственно.

Напомним, рейтинг качества городской среды формируется Минстроем с 2018 года. История рейтинга Уфы в тот год стартовала с уровня 179 баллов.

Полигон ТБО в Черкассах останется в прежних границах при реконструкции

В Уфе готовится к реализации проект реконструкции крупнейшего в республике мусорного полигона. Цель: продление срока эксплуатации и решение важных экологических проблем. Реконструкция исключает необходимость поиска новых площадей.

Объект давно нуждается в комплексной реконструкции. При вводе в эксплуатацию в 1985 г. полигон был рассчитан на 40 лет работы. Здесь уже складировано более 4,5 млн тонн коммунальных отходов, остаточная емкость составляет около 400 тысяч тонн. Ежедневно полигон пополняют на 1000-1200 тонн коммунальных отходов из Уфы и четырех близлежащих района республики.

В 2023 году МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» получило положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию реконструкции. Идет подготовка по подготовке к прохождению Госэкспертизы.

Проект предусматривает строительство новых рабочих карт и очистных сооружений, создание мусоросортировочного комплекса, рекультивацию или полную изоляцию уже накопленных отходов. Учтены все имеющиеся в России лучшие доступные технологии по эксплуатации мусорных полигонов. Ввод в эксплуатацию обновленного объекта планируется во втором квартале 2025 г.

Информация о разработке схемы размещения гаражей

Информация о разработке схемы размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянок технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Во исполнение постановления Правительства Республики Башкортостан от 08.02.2022 № 36 «О Порядке утверждения органами местного самоуправления Республики Башкортостан схемы размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянок технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства», Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ информирует о разработке схемы размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянок технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Разработка Схемы размещения осуществляется с учетом предложений физических лиц, органов государственной власти, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан и государственная собственность на которые на которые не разграничена.

Предложения от заинтересованных лиц для включения в Схему размещения в письменной форме принимаются в течение 30 рабочих дней со дня опубликования на официальном сайте администрации данной информации.

Предложения должны содержать информацию о месте размещения Объекта на картографической основе в масштабе, обеспечивающем читаемость графической информации, об адресе расположения Объекта, а также указание на вид Объекта, предлагаемого для включения в Схему размещения. Предложения, поданные с нарушением указанных требований, не подлежат учету при разработке проекта Схемы размещения.

Предложения направляются в Администрацию ГО г. Уфа РБ по адресу: г. Уфа, проспект Октября, 120, либо в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ по адресу: г. Уфа, ул. Российская, 50.

 

Состоялось совещание с ГИБДД по реорганизации транспортного узла «Центрального рынка»

В Главархитектуре состоялось совещание с участием структурных подразделений муниципалитета и представителей Госавтоинспекции. Повестка совещания включала в себя обсуждение аспектов благоустройства территории транспортного узла «Центрального рынка» в Уфе.

О необходимости внесения изменений в действующий проект линейного объекта «Реконструкция улицы Революционной» и разработке проекта планировки и проекта межевания территории транспортного узла «Центрального рынка» высказался начальник Главархитектуры Руслан Хайруллин.

Напомним, в настоящее время на транспортном узла «Центрального рынка» организовано круговое движение с светофорным регулированием. Существующая схема организации дорожного движения изобилует конфликтными точками переплетения и пересечения транспортных потоков, что ведет к снижению безопасности и пропускной способности на отдельных направлениях. Большие неудобства при пересадке испытывают и пассажиры различных маршрутов и видов общественного транспорта.

На этом участке предлагается ликвидировать кольцевое движение. Также одной из основных целей является организация в центре площади пешеходной зоны, обеспечиваемой за счет уменьшения площади асфальтобетонного покрытия.

При этом для обеспечения резерва пропускной способности транспортного узла предусмотрены соответствующее мероприятия. Все они были проверены и обоснованы в ходе динамического моделирования условий движений в наиболее загруженный для данного узла период – вечерний пиковый период.

Участники совещания обсудили проект организации дорожного движения, реорганизацию маршрутной сети и перенос остановок общественного транспорта, а также вопросы сноса павильонов рядом с остановочными пунктами для дальнейшего благоустройства территории.

Архитектор уфимского цирка проектировала Черниковку в годы войны

Хоть и типовой, но родной. Уфе исторически принадлежит первенство по реализации проекта советского цирка с узнаваемой крышей в форме «фуражки». Принято считать, что возводился он по проекту московского института. Но мало кто знает, что проектировала цирк тот же архитектор, который в годы Великой Отечественной войны принимала участие в проектировании будущей уфимской Черниковки, в то время – города Черниковска.

Саломея Максимовна Гельфер – главный архитектор проекта уфимского цирка, в дальнейшем ставшего типовым для многих городов страны.

Родилась заслуженный архитектор РСФСР в 1916 году в Белостоке. В годы Великой Отечественной войны выпускница Московского архитектурного института оказалась в Уфе, куда был эвакуирован Государственный институт по проектированию театрально-зрелищных предприятий «Гипротеатр» (г. Москва).

В Уфе Саломея Максимовна в соавторстве с коллегами работала над проектом города Черниковска. Этот проект был отмечен премией Совета министров СССР, а воплощала его в жизнь главный архитектор Черниковска в 1948–1956 годах, Маргарита Николаевна Куприянова.

Десять лет спустя уже в Москве, в 1966 году, Саломея Гельфер совместно с архитектором Георгием Напреенко создала новаторский по тем временам проект цирка с универсальным пространством и оригинальным легким вантовым покрытием. Он был поддержан министром культуры Екатериной Фурцевой и реализован в десяти крупнейших городах Советского Союза. Первым из таких городов стала Уфа, у нас цирк открылся в 1968 году.

Цирк получил форму гиперболического параболоида вместо традиционного купола, сплошное остекление помещений вестибюля и фойе. Манеж смещён в сторону выхода артистов, что дало увеличение числа зрительских мест прямой видимости до 75 процентов. Однако форма придала проекту и серьезные недостатки, в частности ограничения купола по нагрузке, например, при выступлениях воздушных гимнастов.

Напомним, сейчас уфимский цирк является объектом культурного наследия регионального значения, находится в федеральной собственности. В 2017 году цирк был закрыт по требованию прокуратуры, как не соответствующий требованиям безопасности.

В 2022 году Архитектурное бюро «А4» (г. Москва) выполнило проект реконструкции здания. Проект прошел государственную историко-культурную экспертизу. Реконструкция восстановит первоначальный архитектурный облик памятника, но коснется внутреннего устройства. После завершения реставрации цирк сможет вместить 1,6 тысячи зрителей, что чуть меньше первоначальной.

Возрождения уфимского цирка начнется в 2026 году и рассчитана на три года. Объект включен в перечень значимых проектов, которые будут профинансированы в рамках комплексной программы «Строительство» Правительства России. Общая стоимость реконструкции «с элементами реставрации» здания составит 2,04 млрд руб.

Официальный сайт за год работы

Официальный сайт Главархитектуры был обновлен в марте 2023 г., сменив предыдущую версию, которая была в строю с мая 2006 г.

Несколько сотен уникальных пользователей в неделю – такова статистика сайта. В месяц сайт посещают 3,5 тысячи посетителей. Переходы из поисковых систем формируют 65% всех визитов. Нас находят по запросам «Главархитектура Уфы», «ПЗЗ уфа», «Генплан уфы» и многим другим. Пользователи скачивают необходимые документы, узнают контакты работников и порядок получения услуг.

С момента запуска на новую версию сайта заходили уже 29 тысяч уникальных посетителей. Для нас это повод размещать на ресурсе больше важной и полезной горожанам информации. Мы обязательно будем развиваться!

В Уфе открылось движение по «Восточному выезду»

Длина тоннеля – 1,2 км, за ним идет мост через Уфимку – 2,7 км и далее эстакада до трассы М-7 протяженностью почти 10 км. Расчетная скорость движения автотранспорта составит 110 км/ч, в тоннеле – 80 км/ч, благодаря чему автолюбители смогут добраться из центра Уфы до федеральной трассы М-5 за 10 минут.

До 1 апреля проезд здесь будет бесплатным. Далее стоимость проезда для легковушек днем составит 100 рублей, в другие часы – 20 рублей. Проезд остального автотранспорта обойдется по 250 и 50 рублей соответственно.

Взимать деньги не будут с пассажирских автобусов, спецслужб и почты. Суммы для оплаты проезда были определены на основе опыта других регионов. Жители смогут использовать платную дорогу и сэкономить на бензине.

Напомним, решение о возобновлении строительства объекта было принято в 2013 году на условиях государственно-частного партнерства. Активные подготовительные работы по строительству «Восточного выезда» стартовали в 2020 году.

В Уфе впервые применили российскую технологию скрытого крепления фасада зданий

В Уфе впервые применили российскую технологию скрытого крепления внешней облицовки зданий. Технологию опробовали на строящемся здании многопрофильного медицинского центра «МЕГИ» на улице Менделеева.

Применение скрытого монтажа фасадов это современный тренд, позволяет минимизировать шов между плитками и спрятать крепежные элементы, тем самым повысив эстетические параметры объекта.

Повышенные требования к таким аспектам обусловлены вступившим в силу Постановлением № 857 Правительства РФ. Документ закрепил требования к архитектурно-градостроительному облику (АГО) объектов капитального строительства. Один из критериев АГО касается отделочных материалов и определяет, что фасадные решения расположенных на красных линиях объектов должны иметь скрытое крепление.

– Это первый подобный объект в Уфе. Мы пригласили разработчиков этой системы, чтобы они продемонстрировали нашим строителям, проектировщикам, архитекторам принцип работы, –  отметил руководитель Союза Архитекторов Республики Башкортостан, директор «Экспертного научного центра фасадного строительства» Ильдар Садыков.

Он также подчеркнул простоту и экономичность данной системы. Скрытое крепление применяется в облицовке зданий уже много лет. Но импортное. Для отечественного крепления не нужно большой бригады и дорогостоящего оборудования.

После разметки плиты делаются пропилы в двух направлениях, очищаются и заполняются химическим анкером. Далее для обеспечения плоскости установки краба крепится специальный дистанционный элемент и ставятся заклёпки.

Преимущества системы: простота крепления, надежность. Работать можно с облицовочными материалами толщиной до 8 мм. Но главным отличием является экономная эксплуатация.

– Мы разработали и запатентовали технологию. Мы можем заменить любую плитку облицовки, в любом месте фасада, не разбирая фасад в целом. Этого нет вообще ни у кого. Соответственно, мы считаем, что этим мы лучше, – рассказал генеральный директор компании «ДИАТ-Проект» Евгений Цыкановский.

Раньше при поломке одной плиты приходилось демонтировать облицовку всей стены. Теперь же можно заменить только поврежденную плиту, где бы она ни находилось. Как заявляют разработчики, аналогов такой технологии нет нигде в мире. Для наглядности простоты демонтажа на уфимской стройке даже разбили одну из установленных плит и тут же заменили ее. На все работы ушло не более 20 минут.